Лирика, 13.05.2019 11:20
Про подготовку к школе (длинно - предлинно :), добавлено еще разВ конце каждого учебного года, помимо непреодолимого желания отдохнуть, у меня появляется практически такое же непреодолимое желание поделиться своими размышлизмами и опытом. Вдруг кому пригодится! :) Начну с начала: с дошкольного возраста. Самое главное, как бы это банально ни звучало - это здоровье ребенка. Если какие-то заболевания или особенности развития выявлены, учебный процесс должен быть приведен в соответствие с ними. Иначе проблем не избежать и они будут накапливаться, быстро и уверенно. Пример: ребенок имеет речевые нарушения (заикание, дизартрию, и т.д), лучшее место обучения для него - логосад, а в последствии логокласс. Программа в этих учреждениях рассчитана на одновременное обучение и коррекцию. Возникает вопрос: может ли частный детский сад с маленькой группой + частный логопед заменить логосад? Для ребенка с небольшими нарушениями - может, с более серьезными - увы, нет. Другой пример: если ребенок часто болеет орз, плавно переходящими в отиты и гаймориты, его школа и сад не должны находиться за тридевять земель, потому, что поездки в транспорте (даже в семейном лексусе) дважды в день - это нагрузка, то есть он начнет уставать еще до приезда, о качестве занятий можно догадаться. Вечная усталость - сниженный иммунитет - снова болеет. Отдельно напишу о гиперактивности и дефиците внимания. Это - "модные" сегодня диагнозы, которые некоторые родители сами ставят своему ребенку, списывая на СДВГ все проблемы поведения своего чада. Во-первых, диагноз должен ставить специалист. Если специалиста нет, а есть гугл и все сходится, все равно продолжайте искать специалиста - оно того стоит! С дефицитом внимания можно и нужно учиться жить и учиться (простите за тавтологию :)), но это длительный и непростой путь. В нашей стране на сегодня крайне мало специализированных классов для таких детей, да и педагоги, эффективно работающие с такими детьми, или хотя бы имеющие представление, как НЕ нужно с ними работать - нечастое явление. Потому, если диагноз (в случае дошкольника он будет под вопросом) поставлен специалистом, подготовка к школе обязательно должна включать в себя занятия, корректирующие поведение. Это не значит, что нужно найти учителя "старой закалки", не позволяющего детям лишний раз шелохнуться на подготовительных занятиях :) Я имею в виду занятия с психологом, помогающим ребенку привыкнуть к ритму и рамкам урока. Есть определенная категория детей, у которых дефицит внимания настолько сильный, что они практически не способны на групповое обучение, они как будто не слышат то, что говорит учитель или воспитатель группе, хотя на индивидуальном уроке могут быть вполне эффективными. Родителям таких детей иногда очень нелегко принять тот факт, что смена педагога, смена школы и наказания ребенка все равно не приведут к желаемому результату. И после лет бесплодной борьбы и литров валерианки (или чего покрепче), невротизированный ребенок и родители покидают поле боя под названием "школа", однако среди их трофеев знания практически отсутствуют :( Это как раз тот случай, когда индивидуальное обучение - благо, а не блажь. И если начать обучать ребенка с сдв индивидуально (а делать это должен специалист), его академические успехи могут быть весьма значительными, ведь зачастую уровень интеллекта у такого ребенка высокий или даже очень высокий. Кстати, о тестах на уровень интеллекта. Нужно ли проводить их для дошкольников? Уверена, лишним такой тест не будет, если ребенок имеет проблемы с речью, памятью, вниманием, общением (!). Вовремя замеченная задержка психического развития и регулярные коррекционные занятия могут дать отличный результат в будущем! Проводить его должен психолог. Аргументы: "Да он таблицу умножения знает с пяти лет! Знает все планеты Галактики! Читает Шекспира в оригинале!" тут не работают. Психическое развитие включает в себя не только наличие знаний и навыков(например, чтения), но и умение этими знаниями адекватно возрасту оперировать.Теперь немного о речи и ее роли в обучении. Речь ребенка имеет ключевую роль: с помощью речи мы получаем и передаем информацию. Конечно, в какой-то мере информацию можно передавать изображениями, но это абсолютно другой уровень. Именно поэтому для детей, начинающих говорить (а особенно понимать речь) поздно, риск задержки психического развития очень высок. Если ребенок - дошкольник не умеет выразить мысль словами, понять то, что говорит ему воспитатель (учитель) и то, что написано в книжке, ему также будет очень сложно. Развитие речи должно быть на первом плане при подготовке ребенка к школе, поскольку этот процесс стимулирует мышление, развитие памяти и внимания. Ребенок 6 лет должен уметь пересказать коротенькую историю, составить рассказ по серии картинок, делать умозаключения. Например: чего в саду больше: деревьев, или яблонь? Почему? Стимулирует ли чтение мыслительный процесс и процесс развития речи? Как ни странно, не всегда. У здоровых детей обычно да, у детей с задержкой речевого и психического развития - зависит от конкретного случая. Есть очень технично читающие ребята, не понимающие практически ничего из прочитанного. В то же время раннее начало чтения для алаликов (неговорящих детей) приносит хорошие результаты. Стоит ли учить ребенка читать как можно раньше? Если для родителей и ребенка это игра - почему бы и нет? Здорового ребенка научить читать можно легко и с удовольствием :) Если же многочисленные попытки заканчиваются провалом и ребенок не может запомнить буквы даже в шесть лет, следует обратиться за консультацией к логопеду, возможно, дитя - потенциальный дислектик. Про билингвизм. В Украине обучение в школе и детском саду обычно происходит на украинском языке, хотя в семьях дети могут говорить на других языках. Подготовка к школе должна в идеале осуществляться на будущем языке обучения, а вот тестировать память, внимание и мышление нужно на родном языке ребенка. Здоровый ребенок с легкостью овладевает двумя языками, одаренный - большим количеством, но ребенок с нарушением речи в идеале должен обучаться в младшей школе только на родном языке! Билингвизм для таких детей - зло, в результате они толком не знают ни один язык. Про изучение иностранного языка. Для здорового ребенка изучение иностранного языка в форме игры и/или общения - не проблема, это только вопрос желания родителей и их возможностей. Есть многочисленные примеры взрослых людей, очень хорошо владеющих иностранными языками, которые начали обучение только в школьном возрасте. То есть, глобально на дальнейший уровень именно возраст начала обучения не влияет, влияет компетентность преподавателя. И если вы никак не можете водить пятилетнего ребенка на курсы английского, это не значит, что все пропало :) И на уроки сомнительного качества, но значительной (или даже незначительной) цены в детском саду тоже не спешите соглашаться. Об изучении иностранного языка детьми с задержкой психического и речевого развития хочу сказать отдельно. Поскольку их ресурс отличается от ресурса нормотипичного ребенка, логично изучать иностранный язык по остаточному принципу. Львиную долю занятий посвящать развитию мышления и речи (на родном языке!!!), а не наоборот.Про физическое развитие ребенка. Здоровые дети обычно очень подвижны и любят бегать, прыгать, играть в разные игры, кататься на велосипеде и прочее, и прочее. Если ребенок неуклюж, имеет проблемы с равновесием, предпочитает постоять в стороне, быстро устает от игр, следует посетить специалиста-невролога. Если к тому же ребенок не различает право- лево, плохо ориентируется в пространстве и на плоскости, нужно также посетить нейропсихолога. На потенциально возможные проблемы в будущем школьном обучении могут также указывать гиперчувствительность к звукам и прочие гиперчувствительности: к тесной одежде, к запахам и прочее. Все эти факторы могут указывать на особенности развития нервной системы, которые потребуют специального подхода. Резюмируя вышесказанное: для успешной учебы нужно сочетание состояния здоровья ребенка, уровня развития его когнитивных функций (внимания, речи, памяти, мышления) и адекватной первым двум факторам учебной программы! Хорошего всем лета :)
Loading...